Заказчик не платит?

Игорь Лишик

В нашем бизнесе часто случается так, что заказчик не платит вовремя. Небольшие просрочки мы часто прощаем бесплатно и не выставляем даже счета на пени. Если говорить из собственного опыта, просрочки в 10 дней не вызывают никакого дискомфорта. Правильно это? По-моему, нет!

Почти в каждом договоре есть условия по оплате, часто это 5 банковских дней.Многие заказчики не обращают на это внимания, в первую очередь потому, что исполнитель не оказывает на них сильного давления. Все сводится к телефонному звонку с просьбой уточнить дату оплаты. Не давит потому, что боится его потерять.

Такие послабления в некоторых случаях приводят к печальным последствиям. Скапливается крупная задолженность и заказчик под разными придуманными предлогами уклоняется от оплаты. В итоге владелец общежития выселяет гостей, заказчик находит им новое общежитие, а дальше все по старой схеме.

Сам же владелец общежития пытается решить вопрос в правовом поле, обратившись в арбитражный суд. Если все документы в порядке, есть большие шансы выиграть суд и получить исполнительный лист. Но победа в этом сражении, еще не победа в войне. Фирма может оказывается оказаться банкротом и взыскать с должника сумму задолженности оказывается оказывается невозможно. Кстати, список таких юридических лиц пользователи портала https://fsr24.ru публикуют на форуме по ссылке https://forum.fsr24.ru.

Как не попасть в такую ситуацию, и что делать, если все-таки столкнулись с этой проблемой?

Я опишу негативную, но правильную схему сотрудничества, от лида до исполнительного листа.

  1. После просмотра общежития, при условии, что гостю все понравилось, необходимо запросить его реквизиты для составления договора.
  2. Вы должны иметь «рыбу» договора, в которой регламентируются все ваши условия по срокам оплаты и пени за просрочку.
  3. Получив карточку с реквизитами, первым делом, вы должны проверить благонадежность контрагента по базам. Сделать это можно с помощью сервисов:
    https://www.moedelo.org, http://www.spark-interfax.ru, https://kontur.ru. По проверке контрагентов и выборе сервисов будет отдельная статья в блоге, так как этот вопрос достаточно объемный. Убедившись в добросовестности заказчика, можно приступать к заключению договора.
  4. После подписания договора двумя сторонами, вы выставляете счет на оплату.
  5. Гость оплачивает счет, и только после этого вы принимаете гостей. Подписания договора можно не ждать, выставив счет оферту и дождавшись оплаты по этому счету.
  6. Вы приняли гостей, и вот они успешно живут в вашем общежитии, доставляя вам «приятные» хлопоты.
  7. За несколько дней, обычно это 5 (пять), вы выставляете счет на оплату следующего месяца.
  8. Ждете 5 дней, но счет не оплачивают, а заказчик уклоняется от уплаты. Причины могут быть любыми, начиная от «бухгалтер или директор в отпуске», заканчивая арестами счетов и переломами ног. Бывает, что просто нет денег. Но вас такой вариант не должен устраивать. Ведь у вас есть персонал, который должен вовремя получать зарплату, есть собственники помещений, которых не волнуют ваши проблемы и так далее.
  9. И вот счетчик начал считать задолженность. Вы уже вправе выселить гостей и не создавать проблем себе и своему персоналу. Но вы берете в расчет тот факт, что перед вашим общежитием не стоит армия желающих заселиться, и вы не хотите терять живого клиента. Возможно у них действительно проблемы, ведь такое было не раз, и всегда оплачивали.
  10. Примите вид понимающего ситуацию партнера, и попросите подписать акты выполненных работ и прислать гарантийное письмо об оплате.
  11. После получения документов, на 5й день задолженности необходимо подготовить и отправить досудебную претензию, выполнив тем самым порядок досудебного урегулирования. Скачать претензию можно ЗДЕСЬ. Важно выполнитьсделать все в следующем порядке:
    • заполните все поля;
    • подпишите, составьте опись (форму описи можно скачать ЗДЕСЬ, укажите что в ней претензия);
    • упакуйте в конверт, и отправьте по почте России ценным письмом с уведомлением о вручении.
  12. Если в течении следующего месяца заказчик не оплатит, вы сможете обратиться в арбитражный суд. Заранее вам необходимо подготовить иск, (скачать можно ЗДЕСЬ), и приложения к нему. Копию иска необходимо отправить в таком же формате, как и претензию, ценным письмом с описью и уведомлением. На следующий день рекомендую подавать иск в суд. Сделать это можно и лично посетив суд, и отправив документы по почте.
  13. Вот список документов:
    • Копия Договора;
    • Копия счета;
    • Копия акта выполненных работ;
    • Копия Гарантийного письма;
    • Расчет суммы пеней по счету https://dogovor-urist.ru/calculator/dogovor_neustoyka/;
    • Копия досудебной претензии;
    • Копия документа, подтверждающего направление претензии ответчику;
    • Копия документа, подтверждающего направление искового заявления ответчику;
    • Документ, подтверждающий оплату госпошлины; http://www.msk.arbitr.ru/process/duty/calc
    • Копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
    • Копия свидетельства о гос регистрации;
    • Копия выписки ЕГРИП на истца;
    • Копия выписки ЕГРЮЛ на ответчика.
  14. Подав документы, вам остается ждать, когда суд примет исковое заявление и рассмотрит дело. В случае, если сумма иска до 500.000, и ответчик не предоставляет в срок обоснованные требования, судья может рассмотреть дело в порядке упрощённого производства, без вызова сторон.
  15. Если правда за вами, вы обязательно выиграете дело. После получения решения суда, необходимо дождаться вступления решения в законную силу. Это,как правило, 10-15 дней.
  16. Если ответчик не обжалует решение в апелляционном суде, вы получите исполнительный лист.
  17. Последним шагом будет передача исполнительного листа судебным приставам. Определите территориальное отделение ФССП по юридическому адресу, подготовьте заявление на возбуждение исполнительного производства и подайте документы приставу.
  18. По истечении 7 дней пристав примет решение о возбуждении производства и выдаст вам постановление.
  19. Приставы запустят машину правосудия,если у должника есть деньги или имущество.В таком случае они их арестуют и в результате вернут вам.

Заказчик может оплатить задолженность в любой момент, и только оплата может прервать весь процесс, который вы запустили. Если в следующий период ситуация с задержкой оплаты повторяется, то запускайте процесс по новой.

Сказать, что вернуть деньги – шансов мало, ничего не сказать. К сожалению, в наших реалиях большинство компаний создаются умышленно, чтобы обманывать партнёров, и в помощь им работает федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью. Поэтому будьте внимательны и осторожны при выборе контрагентов.


Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь.
Мне было бы интересно узнать вашу точку зрения в комментариях.
Есть вопросы? Задавайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *